Психология человека

Эмоционально-волевая сфера личности. Темперамент и характер. Общая характеристика чувств и эмоций человека. Классификация эмоций и чувств.

Чувства – одна из форм психического отражения мира. В отличие от познавательных процессов, в которых действительность отражается в виде ощущений, образов, представлений, понятий, мнений, в чувствах объективная реальность отражается в форме переживаний. В чувствах отражаются действительные отношения человека к значимым для него объектам, явлениям. В психологической литературе и обыденной жизни наряду с понятием чувства нередко употребляются и другие – эмоции. Существует многозначность в употреблении этих понятий. Например, формы (эмоции) и содержания (чувства). Под эмоциями понимают внешние формы проявления, выражения чувств.
В зависимости от того, что выступает предметом потребностей и интересов человека, источником его переживаний, в психологии различают:
эмоции как исходные, первичные, простые (элементарные) переживания, связанные с удовлетворением или неудовлетворением потребностей организма (в пище, отдыхе, самосохранении и т. п.), а также как формы проявления более сложных эмоциональных состояний – чувств;
чувства рассматривают как более сложные, прижизненно сформированные и связанные с удовлетворением (неудовлетворением) социальных потребностей и интересов личности, переживания человека.
Человеческие эмоции преобразованы социальными условиями существования, исторически обусловлены, возникли на основе совместной трудовой деятельности, выполняют важнейшие сигнальную и регулирующую функции. Сигнальная функция чувств выражается в том, что переживания возникают и изменяются в связи с происходящими изменениями в окружающей среде или в организме человека. Регулирующая функция чувств выражается в том, что стойкие переживания направляют наше поведение, поддерживают его, заставляют преодолевать встречающиеся на пути преграды.
Для классификации чувств могут быть разные основания. Так, по влиянию на деятельность различают чувства стенические (положительно влияющие на успешность деятельности) и астенические (отрицательно влияющие на деятельность и поведение человека). По направленности чувства могут быть положительные (радость, уверенность, оптимизм и т. п.) и отрицательные (угнетенность, страх, неуверенность и т. п.). По форме проявления различают настроения (небольшой силы кратковременные или относительно длительно функционирующие эмоциональные состояния человека), аффекты (большой силы кратковременные чувства, вспышки чувств (гнев, ненависть, панический страх и т. п.) и страсти (сильные, глубокие, длительные и устойчивые переживания человека). Чувства зависят от хода и результатов жизни и деятельности человека. Среди них выделяют такие важнейшие как морально-политические, правовые, интеллектуальные и эстетические чувства.

Волевая регуляция поведения

Воля – это психические процессы человека, обеспечивающие его поведение и деятельность при возникновении трудностей на пути к достижению поставленных целей. Основными признаками волевых (произвольных) действий являются целеполагание и преодоление внутренних (борьба мотивов) и внешних трудностей.
Волевое действие может быть реализовано в более простых и более сложных формах. В простом волевом акте побуждение к действию переходит в самодействие почти автоматически. Для сложного волевого акта существенно то, что действию предшествуют учет его последствий, осознание мотивов, принятие решения, возникновение намерения его осуществить, составление плана для его осуществления.
Волевое действие включает в себя несколько этапов: подготовительный, основной и заключительный. Волевой акт начинается с возникновения побуждения и постановки цели. Кроме этого волевое действие предваряется еще и обсуждением цели действия и борьбой мотивов, принятием решения, планированием действий, средств и способов их осуществления. Основной этап – самый важный в волевом акте. Это исполнение принятого решения. В волевом акте оно сопряжено с преодолением самых значительных объективных (внешних) и субъективных (внутренних) трудностей. К внешним трудностям относятся препятствия, которые не зависят от действующего человека: затруднения в работе, сопротивление других людей, разного рода помехи и т. д. К внутренним относятся трудности личного порядка, зависящие от физического  и психического состояния человека (например, отсутствие знаний, опыта). Содержанием заключительного этапа является анализ и оценка волевого действия и его результатов. На этом этапе происходит спад общего напряжения, появляется чувство удовлетворения или неудовлетворения в зависимости от результатов действия и их оценки.
При оценке волевых качеств личности можно исходить из следующих их определений:
целеустремленность – умение человека подчинять свои действия поставленным целям;
настойчивость – умение человека мобилизовать свои возможности для длительной борьбы с трудностями;
выдержка – умение затормозить действия, чувства и мысли, мешающие осуществлению принятого решения;
решительность – умение принимать и претворять в жизнь быстрые, обоснованные и твердые решения;
инициативность – умение работать творчески, предпринимая действия и поступки по собственному почину;
самостоятельность – умение не поддаваться влияниям различных факторов, которые могут отвлечь от достижения цели.

Понятие о характере. Основные составляющие
и структура характера.
В переводе с греческого «характер» – это «чеканка», «примета». Действительно, характер – это особые приметы, которые приобретает человек, живя в обществе. Характер – это совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающаяся и проявляющаяся в деятельности и общении, обусловливая типичные для индивида способы поведения. Характер не наследуется и не является прирожденным, а также постоянным и неизменным свойством личности. Характер формируется и развивается под влиянием окружающей среды, жизненного опыта человека, его воспитания.
Характер человеческой личности всегда многогранен. В нем могут быть выделены отдельные черты или стороны, которые, однако, не существуют изолированно, отдельно друг от друга, а являются связанными воедино, образуя более или менее цельную структуру характера.
Структурность характера обнаруживается в закономерной зависимости между отдельными его чертами. Под чертами характера понимают индивидуальные привычные формы поведения человека, в которых реализуется его отношение к действительности.
Важнейший момент в формировании характера – то, как человек относится к окружающей среде и к самому себе – как другому. Эти отношения являются основанием для классификации важнейших черт характера:
1) отношение человека к другим людям (доброжелательность, справедливость, общительность, эгоизм, чуткость, искренность);
2) отношение к делу (трудолюбие, обязательность, добросовестность, дисциплинированность);
3) отношение к самому себе (уверенность, гордость, самовлюбленность, зазнайство);
4) отношение к природе, вещам (аккуратность, любознательность, гуманность, бережливость).
Когда количественная выраженность той или иной черты характера достигает предельных величин и оказывается у крайней границы нормы, возникает так называемая акцентуация характера. Акцентуация характера – это крайние варианты нормы как результат усиления его отдельных черт.
Характеры отличаются по определенности, цельности и степени развития воли. Определенным называется характер, имеющий одну или несколько выраженных черт. У людей с неопределенным характером какой-либо доминирующей (главной) черты нет. Противоречивому характеру свойственен разлад убеждений и деятельности, наличие несовместимых друг с другом мыслей и чувств, противоречивых желаний. В зависимости от развития воли выделяют сильные (целенаправленный, настойчивый, выдержанный) и слабые (упрямый, нерешительный, трусливый) характеры.
Характер неразрывно связан с избирательным отношением к окружающему, представляет собой конкретное сочетание отношений к природе, обществу, самому себе. Как и вся психическая жизнь людей, отношения к окружающему глубоко динамичны, зависят от изменений, происходящих вовне, в жизни, в деятельности человека, одни отношения сменяются другими – отношениями иного уровня.

Понятие о темпераменте. Тип высшей нервной
деятельности и темперамент.
Чем объяснить, что один человек более подвижный, другой – инертный, у одних выше работоспособность – особенно в экстремальных случаях, а у другого в таких условиях возникает страх и неуверенность. Эти индивидуальные различия зависят от динамических и эмоциональных особенностей психики. Совокупность индивидуальных особенностей личности, характеризующих динамическую и эмоциональную сторону ее деятельности и поведения, называется темпераментом человека.
Учение о темпераменте возникло еще в античные времена. Впервые это понятие было введено древнегреческим врачом Гиппократом (V в. до н.э.), который полагал, что у людей существует различное соотношение четырех жидкостей в организме: желчи («холе»), крови («сангвис»), лимфы («флегма») и черной желчи («меланхоле»). В зависимости от преобладания в организме одной из них были выделены типы темперамента: холерический, сангвинический, флегматический и меланхолический.
Наиболее успешную попытку связать темперамент с особенностями организма человека предпринял И. П. Павлов. В его лабораториях, где на собаках изучались условные рефлексы, обнаружилось, что у одних животных они образуются быстро и долго сохраняются, а у других образуются медленно и быстро угасают. Из попытки выяснить причины этих различий и возникло учение И. П. Павлова о типах высшей нервной деятельности, общих для высших животных и человека. Тип высшей нервной деятельности – это своеобразный комплекс основных свойств нервных процессов возбуждения и торможения и их различных сочетаний.
К основным свойствам нервных процессов относятся:
а) сила нервной системы. Под ней понимают работоспособность нервной клетки и способность нервной системы выдерживать большие нагрузки. Человек с сильной нервной системой сохраняет высокий уровень работоспособности при длительном и напряженном труде. Быстро ее восстанавливает. В сложной неожиданной обстановке держится уверенно, не теряет эмоционального тонуса. Без труда переходит от покоя к действию и от одной деятельности к другой. Он способен к мгновенному запоминанию, ускоренному темпу действий и речи.
б) уравновешенность процессов возбуждения и торможения. С этой точки зрения нервные процессы могут быть или уравновешенными, т. е. одинаковой силы, либо какой-то из них преобладает (доминирует). Если оба процесса примерно одной и той же силы, то такая нервная система называется уравновешенной. Если же один из нервных процессов по силе преобладает над другим (обычно возбуждение над торможением), то такая нервная система будет неуравновешенной.
в) подвижность как показатель быстроты смены и протекания процессов возбуждения и торможения. Нервная  система может быть подвижной или инертной.
В зависимости от своеобразного сочетания указанных трех основных свойств нервных процессов – силы, уравновешенности и подвижности – и возникают типы нервной системы. Четыре варианта этих свойств соответствуют четырем типам высшей нервной деятельности:
1 тип – сильный, уравновешенный, подвижный – сангвиник
2 тип – сильный, неуравновешенный, подвижный – холерик
3 тип – сильный, уравновешенный, инертный – флегматик
4 тип – слабый – меланхолик.
Тип нервной деятельности – природная особенность человека. Он наследственно обусловлен, хотя может незначительно меняться под влиянием окружающих условий.

Основные свойства темперамента.

Теорию темперамента И. П. Павлова называют нейрофизиологической. Кроме нее существует также психологическая теория темперамента, автором которой является В. С. Мерлин. Она построена на основе изучения особенностей поведения людей в различных жизненных ситуациях, в соответствии с которыми было выделено несколько устойчивых, предельно обобщенных формальных (бессодержательных) свойств человека, названных эмоционально-динамическими или свойствами темперамента. К ним относятся сензитивность, реактивность, активность, соотношение реактивности и активности, темп реакций, экстраверсия, эмоциональная возбудимость.
Сензитивность – чувствительность психики, о которой судят по тому, какова наименьшая сила внешних воздействий, необходимая для возникновения какой-либо реакции человека, и какова скорость этой реакции.
Реактивность – степень непроизвольности реакций человека на внешние и внутренние воздействия одинаковой силы (например, критическое замечание, обидное слово и т. п.).
Соотношение реактивности и активности, о котором судят по тому, от чего в большей степени зависит деятельность человека: от случайных внешних или внутренних обстоятельств (от настроений, желаний, случайных событий) или от целей, намерений, стремлений, убеждений человека.
Темп реакций – скорость протекания различных психических реакций и процессов (скорость движений, темп речи, находчивость, скорость запоминания).
Активность – степень энергичности, с которой человек воздействует на внешний мир и преодолевает препятствия при осуществлении целей.
Экстраверсия – зависимость реакций и деятельности человека от внешних впечатлений, возникающих в данный момент, и интроверсия зависимость реакций и деятельности от внутренних образов, обращенность к своему внутреннему миру.
Эмоциональная возбудимость характеризует минимальную силу воздействия, необходимого для возникновения эмоциональной реакции, и скорость, с которой она возникает.
Выделенные свойства являются не личностными, а индивидными. Они отличаются довольно жесткой генетической предопределенностью, что существенно ограничивает возможности их изменения с помощью воспитательных воздействий.

Характеристика типов темперамента.

Холерический темперамент. И. П. Павлов, характеризуя холерика, писал, что это «боевой тип, задорный, легко и скоро раздражающийся». С одной стороны, человек, обладающий им, может страстно отдаться какому-нибудь делу, с другой – под влиянием каких-либо, порой малозначащих, причин у него может появиться вдруг плохое настроение, безразличие ко всему, вялость. Когда деятельность его увлекает, он может сконцентрировать свое внимание, но проявляет недостаточную способность к переключению. Положительные рефлексы у него вырабатываются легко и остаются стойкими при разнообразных условиях, тормозные рефлексы вырабатываются с трудом. Трудная встреча двух противоположных нервных процессов ведет к срыву нервной деятельности со стороны торможения. Чувства холерика выражаются в мимике, жестах, речи, пантомимике. Холерик склонен к аффектам, в которых он беспощаден и жесток. Чувства сильные, глубокие, постоянные. Повышенная возбудимость и эмоциональная реактивность. Интенсивная подкорковая деятельность не всегда достаточно регулируется корой.
Сангвинический темперамент. И. П. Павлов характеризовал его так: «Сангвиник – горячий, очень продуктивный деятель, но лишь тогда, когда у него много интересного дела, т. е. постоянное возбуждение… Когда же такого дела нет, он становится скучливым, вялым». Очень подвижный, уравновешенный тип. Легко приспосабливается к новым условиям, быстро сходится с людьми, общителен. Жизнерадостный, хотя не чужд кратковременной грусти и печали. При столкновении двух противоположных нервных процессов не возникают срывы высшей нервной деятельности. Сангвиник легко возбуждается и так же легко тормозит свои желания. Быстро и легко улавливает все новое и характеризуется легким переключением внимания. Лицо чаще всего возбужденное, движения быстрые, легкие. Речь эмоциональная и выразительная. И. П. Павлов писал, что если среда перестает резко колебаться, то сангвиники засыпают. Удивительное сочетание подвижности и сонливости. Сангвиник требует новых впечатлений. Характерным для сангвиника является оптимальное взаимодействие коры и подкорки, вследствие чего он легко контролирует свои эмоции соответственно с требованиями среды.
Флегматический темперамент. И. П. Павлов писал: «Флегматик – спокойный, всегда ровный, настойчивый и упорный труженик жизни». Условные рефлексы вырабатываются медленно, но являются стойкими. Отличается нормальным взаимодействием между корковыми и подкорковыми процессами. Чувства у флегматика возникают довольно медленно, но бывают стойкими и продолжительными. Обычно он ровный и спокойный, редко выходит из себя, не склонен к аффектам. В разговорах, в поведении медлителен, спокоен, не спешит. Мимика недостаточно выражена. Отличается спокойствием. Аффект флегматика напоминает бурю, которая ломает все преграды. Вызвать возбуждение у флегматика не так легко, его чувства возникают постепенно. Он меньше всего стремиться к разнообразию. Речь монотонная. Не склонен к обиде. Вследствие уравновешенности нервных процессов, некоторой инертности флегматик легко остается спокойным даже в сложных условиях жизни.
Меланхолический темперамент. Реакция часто не соответствует силе раздражителя, особенно сильное у него внешнее торможение. Поэтому внимание меланхолика легко отвлекается, не всегда может долго сосредоточиться на объекте. Сильное воздействие часто вызывает у меланхолика продолжительную тормозную реакцию. И. П. Павлов подчеркивал, что меланхолик, «попадая в новые условия жизни, очень теряется». Очень впечатлительный. Под влиянием неправильного воспитания у него бывает развит защитно-охранительный рефлекс. Поэтому меланхолик очень стеснительный, замкнутый, нерешительный. В спокойной и обычной среде чувствует себя хорошо, справляется с жизненными задачами. Меланхолик легко ранимый, сильно переживает незначительные события. Ему кажется часто, что его недооценивают. Незначительные раздражители оказывают сильное влияние, быстро устает. Очень чувствительная нервная система.

Способности: психологический механизм и структура.


Задатки и способности
Способности – это такое своеобразие психических особенностей человека, которые позволяют ему с  той или иной степенью успешности овладевать деятельностью и совершенствоваться в ней. Они – продукт общественно-исторической практики человека, результат взаимодействия его биологических и психических особенностей.
Способности – понятие динамическое, их формирование происходит в процессе определенным образом организованной деятельности.
Все способности человека делятся на общие и специальные. Общие способности – это способности, определяющие успешность выполнения любого вида деятельности, независимо от его содержания, которые свойственны всем людям, но развиты у всех в разной степени. Специальные способности – это способности, необходимые для достижения высоких результатов в определенных, специфических видах деятельности или области знаний, определяющие успешность выполнения какого-либо конкретного вида деятельности. В психологии выделяют еще и так называемые творческие способности, позволяющие создавать новое, никогда ранее не существовавшее. Творческие способности человека проявляются в любой деятельности: научной, художественной, политической, юридической.
Различают несколько уровней в развитии способностей людей:
а) одаренность – совокупность общих и специальных способностей, свойственных конкретному человеку;
б) талант – высокая степень одаренности, реализованная человеком в определенной деятельности;
в) гениальность – высокая степень одаренности, выражающаяся в результатах, достигнутых одновременно в ряде областей деятельности.
Глубокий анализ проблемы способностей был дан Б. М. Тепловым. Согласно развиваемой им концепции, врожденными могут быть лишь анатомо-физиологические особенности человека, называемые задатками.
Задатки весьма многозначны, они лишь предпосылки развития способностей. В развитии способностей они входят лишь как исходный момент. Способности, развивающиеся на их основе, обусловливаются, но не предопределяются ими. Характерным для задатков является то, что они сами по себе еще ни на что не направлены. Задатки влияют, но не решающим образом, на процесс формирования и развития способностей, которые формируются прижизненно в процессе деятельности и воспитания. При отсутствии необходимых задатков к развитию одних способностей их дефицит может быть восполнен за счет более сильного развития других способностей.