Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова 
 ЭЛЕКТРОННЫЙ УЧЕБНИК ПО ПЕДАГОГИКЕ 


 ОБЩАЯ ПЕДАГОГИКА 
ЛЕКЦИЯ № 1. Педагогика в системe гуманитарного знания
  1. Общее представление о педагогике как науке
  2. Объект, предмет и функции педагогики
  3. Образование как социальный феномен
  4. Образование как педагогический процесс. Категориальный аппарат педагогики
  5. Связь педагогики с другими науками и ее структура
> тестирование >>>
ЛЕКЦИЯ № 2. Методы педагогического исследования
  1. Традиционно-педагогические методы
  2. Педагогический эксперимент
  3. Педагогическое тестирование
  4. Методы изучения коллективных явлений
  5. Количественные методы в педагогике
> тестирование >>>
ЛЕКЦИЯ № 3. Специфика принципов воспитания
  1. Гуманизация воспитания
  2. Личностный подход
  3. Единство воспитательных воздействий
  4. Методы стимулирования
> тестирование >>>
ЛЕКЦИЯ № 4. Личность как предмет воспитания, внешние и внутренние факторы ее развития
  1. О разработке в педагогике проблемы развития и воспитания личности. Понятия: личность, ее развитие и формирование
  2. Анализ преформистских теорий развития личности
  3. Идеи прогрессивных мыслителей прошлого о развитии личности
  4. Научная трактовка проблемы об основных факторах развития личности
  5. Роль активности самой личности в собственном развитии. Внешние и внутренние факторы развития личности. Понятие о саморазвитии личности и персонификации воспитания
> тестирование >>>
ЛЕКЦИЯ № 5. Возрастные и индивидуальные особенности развития личности
  1. Проблема возрастных и индивидуальных особенностей развития и воспитания личности в педагогике
  2. Особенности развития и воспитания младших школьников
  3. Особенности развития и воспитания учащихся среднего школьного (подросткового) возраста
  4. Ocoбенноcти развития и воспитания старших школьников
  5. Индивидуальные особенности развития учащихся и их учет в процессе воспитания
> тестирование >>>
ЛЕКЦИЯ № 6. Учитель, структура его деятельности и профессиональный рост
  1. Учитель как центральная фигура в школе и его определяющая роль в осуществлении учебно-воспитательной работы
  2. Проблема профессиональной пригодности учителя
  3. Структура педагогической деятельности учителя и сущность ее отдельных видов
  4. Ступени профессионального роста учителя: педагогическая умелость, мастерство, творчество и новаторство
> тестирование >>>
ЛЕКЦИЯ № 7. Система образования и тенденции ее развития в различных странах
  1. Развитие образовательно-воспитательных учреждений, как важнейшая предпосылка осуществления целей и задач общества в области воспитания. Понятие о системе образования
  2. Основные факторы развития системы образования
  3. Особенности системы образования и тенденции ее развития в различных странах
> тестирование >>>
ЛЕКЦИЯ № 8. Вариативность и инновации в образовании
  1. Понятие вариативности образования
  2. Вариативность форм получения образования
  3. Вариативность образовательных учреждений
  4. Вариативность методов и организационных форм обучения
  5. Инновационность в обучении
  6. Традиционное и инновационное в обучении
  7. Дидактические поиски и типы научно-педагогического сознания
  8. Типы инновационных подходов к обучению
  9. Учитель и дидактические инновации
  10. Инновационные поиски в образовании
> тестирование >>>


 ДИДАКТИКА 
ЛЕКЦИЯ № 1. Педагогический процесс как система
  1. Понятие о системе и педагогическом процессе
  2. Структурные элементы целостного педагогического процесса и их характеристика
  3. Закономерности и этапы педагогического процесса
> тестирование >>>
ЛЕКЦИЯ № 2. Сущность процесса обучения, его задачи и внутренняя структура
  1. Сущность обучения как педагогического процесса и его задачи. Понятия:"знание", "умение", "навык", -"способности".
  2. Внутренняя структура процесса обучения и отражение в ней характера учебно-познавательной деятельности учащихся.
  3. Определение целевого компонента обучения.
  4. Формирование у учащихся потребности в овладении знаниями и мотивов учения. Понятие о движущих силах учения.
  5. Определение содержания учебных занятий.
  6. Организация учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению изучаемым материалом (операционно-деятельностный компонент обучения).
  7. Придание процессу обучения эмоционально-волевого характера.
  8. Регулирование и контроль за ходом учебно-познавательной деятельности.
  9. Оценка и самооценка качества овладения изучаемым материалом.
  10. Развитие учащихся в процессе обучения.
  11. Воспитание в процессе, обучения.
> тестирование >>>
ЛЕКЦИЯ № 3. Современные теории и концепции обучения
  1. Ассоциативно - рефлекторная теория обучения.
  2. Теория поэтапного формирования умственных действий и понятий.
  3. Теория проблемно- деятельностного обучения.
  4. Концепция программированного обучения.
ЛЕКЦИЯ № 4. Принципы обучения. Методы и средства обучения
  1. Соотношение принципов и правил.
  2. Система дидактических принципов.
  3. Классификация методов обучения.
> тестирование >>>
ЛЕКЦИЯ № 5. Виды современных организационных форм обучения
  1. Формы обучения.
  2. Урок как основная форма обучения.
  3. Дополнительные формы организации обучения.
> тестирование >>>
ЛЕКЦИЯ № 6. Современные теории воспитания. Технология воспитания. Воспитательный процесс как система.
ЛЕКЦИЯ № 7. Специфика принципов воспитания
  1. Гуманизация воспитания.
  2. Личностный подход.
  3. Единство воспитательных воздействий.
  4. Методы стимулирования.
> тестирование >>>
ЛЕКЦИЯ № 8. Личность и коллектив
  1. Учение А.С. Макаренко о коллективе.
  2. Коллектив и личность.
  3. Педагогическое руководство коллективом.
ЛЕКЦИЯ № 9. Самовоспитание и самосовершенствование личности
  1. Стимулирование учащихся к активной работе над собственным развитием и самосовершенствованием - важнейшая задача воспитания. Понятие о самовоспитании и его социальная детерминация.
  2. Основные факторы, побуждающие личность к самовоспитанию, и их использование в процессе стимулирования учащихся к работе над собой.
  3. Организация процесса самовоспитания учащихся и его важнейшие методы.
  4. Педагогическое руководство самовоспитанием учащихся.
> тестирование >>>
ЛЕКЦИЯ № 10. Совместная воспитательная работа школы, семьи и общественности
  1. Сочетание общественного и семейного воспитания как важнейшая предпосылка повышения его эффективности.
  2. Социально-экономические факторы повышения роли школы в организации воспитательной работы семьи и общественности.
  3. Основные вопросы совместной работы, семьи и школы по воспитанию учащихся.
  4. Организационно-педагогическая работа школы с родителями. Органы родительской общественности в школе.
  5. Педагогическое просвещение родителей.
  6. Индивидуальная работа школы с родителями учащихся.
  7. Привлечение родителей к оказанию помощи школе в проведении внеклассной учебно-воспитательной работы.
> тестирование >>>
ЛЕКЦИЯ № 11. Современные педагогические технологии как объективная потребность
  1. Суть технологий
  2. Актуальность выбора педагогических технологий в современной России
  3. Классификация педагогических технологий
  4. Обзор педагогических технологий
  5. Образование и современные задачи
  6. Дидактические принципы
  7. Деятельностный метод
  8. Содержание и формы обучения
> тестирование >>>
ЛЕКЦИЯ № 12. Краткий обзор педагогических учений
  1. Образовательная реформа конца 80 - начала 90-х гг.
  2. Прогрессивная российская педагогика как основа современной системы образования в России.
  3. Педагогика сотрудничества.
  4. Новая педагогика в документах ВНИК "Школа".
  5. Прогрессивные педагогические идеи в законодательстве РФ об образовании.
  6. Что такое образование.
  7. Уровни и виды образования в современной России.
  8. Формы образования.
  9. Вариативность образования, обязательность образования и понятие государственного стандарта.
  10. Базисный учебный план.
  11. Инновационные направления в российском образовании.
  12. Учебная литература.
  13. Непрерывность и преемственность образования.
  14. Этническая дифференциация образования.
  15. Перспективы дальнейшего развития российской системы образования.


 Автор: Михайленко О.И., 
к.психологических наук,
доктор наук акмеологии
 Разработчик: Шоранов Н.С. ,
Ст-т 5 к. МФ КБГУ 

ПРЕЗЕНТАЦИЯ