<<назад ОГЛАВЛЕНИЕ

Лекция №12

Краткий обзор педагогических учений

    План

1. Образовательная реформа конца 80 - начала 90-х гг.

2. Прогрессивная российская педагогика как основа современной системы образования в России.

3. Педагогика сотрудничества.

4. Новая педагогика в документах ВНИК "Школа".

5. Прогрессивные педагогические идеи в законодательстве РФ об образовании.

6. Что такое образование.

7. Уровни и виды образования в современной России.

8. Формы образования.

9. Вариативность образования, обязательность образования и понятие государственного стандарта.

10. Базисный учебный план.

11. Инновационные направления в российском образовании.

12. Учебная литература.

13. Непрерывность и преемственность образования.

14. Этническая дифференциация образования.

15. Перспективы дальнейшего развития российской системы образования.

 


1. Образовательная реформа конца 80 - начала 90-х гг.

  В 1988 году приказом тогдашнего министра (председателя Госкомитета СССР по народному образованию) Г.А. Ягодина при Госкомитете был создан Временный научно-исследовательский коллектив (ВНИК) "Школа" во главе с известным педагогом и публицистом Э.Д.Днепровым. В него вошли или так или иначе сотрудничали с ним все думающие педагоги и психологи страны. Целью создания ВНИКа была разработка принципиально новой образовательной политики, основанной на идеях развития личности школьника, вариативности и свободного выбора на всех уровнях образовательной системы, превращения образования в действенный фактор развития общества.

  Были разработаны и в декабре 1988 года одобрены Всесоюзным съездом работников образования следующие основные принципы: демократизация; плюрализм образования, его многоукладность, вариативность и альтернативность; народность и национальный характер образования; открытость образования; регионализация образования; гуманизация образования; гуманитаризация образования; дифференциация образования; развивающий, деятельностный характер образования; непрерывность образования. В течение полутора лет реализация новой реформы задерживалась и по-настоящему началась только с назначением Э.Д. Днепрова в 1990 г. министром образования РСФСР (и затем РФ).

  В 1992 году был принят закон РФ "Об образовании" (новая редакция -в 1996 г.). О его содержании и о современной организации системы российского образования см. ниже.

  Параллельно с реформой среднего образования в конце 80-90-х гг. осуществлялась и реформа высшего образования. Ее основным содержанием были гуманизация и фундаментализация образовательных программ, рационализация и децентрализация управления вузами, диверсификация образования и введение его многоуровневой структуры, дальнейшее развитие демократизации и самоуправления в вузах. Однако эта реформа осталась не доведенной до логического конца; в частности, не решены проблемы многоканальности финансирования вузов, осталось почти без изменений высшее педагогическое образование и мн.др.

  В 1996 году был принят федеральный закон "О высшем и послевузовском федеральном образовании".

  В 1991 году вместо АПН СССР, в значительной степени дискредитировавшей себя активной борьбой против реформирования школы, была создана Российская академия образования. Ее первым президентом стал А.В.Петровский (сейчас - Н.Д.Никандров). Наряду с ней существует общественная Академия педагогических и социальных наук (президент -В.А.Тишков), взявшая на себя после распада СССР функцию научной поддержки единого образовательного пространства на территории стран СНГ.

  После 1985-го, а особенно после 1991 г. резко изменилось к лучшему положение с национальным образованием. Многие языки народов РФ, ранее бывшие бесписьменными, получили письменность и стали предметом обучения в школах. Благодаря введению так называемого национально-регионального компонента содержания школьного образования стало возможным обучать детей истории и культуре народа (региона).


2. Прогрессивная российская педагогика как основа современной системы образования в России.

3. Педагогика сотрудничества.

  Как уже говорилось в предыдущем разделе, инициаторами разработки педагогики сотрудничества были учителя-экспериментаторы с большим педагогическим стажем, объединившиеся вокруг возглавлявшейся В.Ф. Матвеевым "Учительской газеты". Их первые публикации появились в 70-х гг., а как единый творческий коллектив они выступили в 1986 году. В этот коллектив входили Ш.А. Амонашвили, И.П. Волков, И.П. Иванов, Е.Н. Ильин, В.А. Караковский, С.Н. Лысенкова, Л.А. и Б.П. Никитины, В.Ф. Шаталов, М.П. Щетинин и др.

  Главным для всех этих педагогов было сотрудничество как основная идея, цель и средство воспитания и обучения. Были высказаны также следующие общепедагогические и дидактические идеи.

  Отношения с учениками ориентированы на то, чтобы вовлечь их в творческую самостоятельную познавательную деятельность. Отсюда лозунг учения без принуждения. Идея трудной цели в том, что перед учениками ставятся все более сложные цели, причем дидактически (средствами) и психологически (мотивационно) достижение этих целей обеспечивается. Идея опоры сводится к методике использования опорных сигналов, схем и т.п., гарантирующих усвоение и активное продвижение учащихся вперед независимо от их индивидуальных особенностей и способностей. Оценка работы виделась представителями педагогики сотрудничества не как система отметок, а как подведение учителем (в свободной форме) успешных результатов работы. Другие важные положения педагогики сотрудничества - идея свободного выбора ребенком способа и сроков работы, идея крупных блоков, идея опережения, идея соответствующей формы, идея самоанализа деятельности, идея интеллектуального фона класса, идея коллективного творческого воспитания, идея творческого производительного труда детей совместно со взрослыми.

  Особенно значимы такие идеи, как идея творческого самоуправления (при условии совместной работы старших и младших членов коллектива), идея сотрудничества с родителями как детей, так и педагогов, идея личностного подхода к ученику и воспитаннику и, наконец, идея сотрудничества учителей и их взаимопомощи. Сторонники педагогики сотрудничества считали, что реализация всех ее основных идей доступна каждому учителю.

  Как видно из сказанного, идеи педагогики сотрудничества, выросшие из эмпирического опыта ее основателей, и сформулированы были в предельно конкретной форме. Тем не менее даже в нашем кратком их изложении можно усмотреть преемственность с охарактеризованными выше передовыми педагогическими идеями конца XIX - начала XX века. Более развернутое теоретическое обоснование в принципе того же подхода было дано уже ВНИКом "Школа".


4. Новая педагогика в документах ВНИК "Школа".

  Как уже говорилось в предыдущем разделе, руководителем ВНИКа был известный педагог и публицист, будущий министр образования РФ Э.Д. Днепров. Во ВНИКе участвовали и были соавторами ряда его документов многие видные ученые-педагоги (В.М. Пивоваров, А.М. Абрамов, ныне директор Московского института развития образовательных систем, Б.М. Бим-Бад, ныне ректор Университета РАО, А.М. Цирульников, В.В. Фирсов, Б.М. Неменский, О.С. Газман) и психологи (А.В. Петровский, позже президент РАО, В.И. Слободчиков, ныне директор НИИ педагогических инноваций РАО, И.И. Ильясов, В.В.Давыдов, позже вице-президент РАО, В.П. Зинченко, В.С.Собкин, ныне директор Центра социологии образования РАО), учителя, экономисты и юристы (в их числе будущий вице-премьер Правительства РФ Е.Ф. Сабуров). Автор настоящей статьи возглавлял во ВНИКе Лабораторию обучения предметам языкового цикла. Вообще надо сказать, что в работе ВНИКа на разных ее этапах принимали участие сотни, если не тысячи педагогов, психологов, учителей, вузовских преподавателей. Это было действительно массовое движение.

  Изложим только часть разработанных ВНИКом идей - то, что вошло в опубликованную в августе 1988 года "Концепцию общего среднего образования".

  Произошло огосударствление школы, ее бюрократизация, в результате чего она стала функционировать "в режиме единообразия, единомыслия и единоначалия". Школа вступила на опасный путь всеобщего усреднения личности, чем лишила и личность, и себя способности к развитию, "что объективно вело к подрезанию интеллектуальных корней нации". Есть только один выход - кардинальное обновление школьной политики и самой школы. "Ключевые позиции обновления советской школы - ее развитие, ее демократизация, гуманизация, реализм школьной политики".

  Узловой момент идеологии новой школы - это идея развития. У нее три грани: "постоянное развитие образования, превращение его в механизм развития личности и в действенный фактор развития общества". Важнейшим фактором развития школы является педагогический поиск и эксперимент, опирающийся на сеть экспериментальных площадок.

  "Нынешняя школа, декларируя задачу всестороннего и гармонического развития личности, своим авторитарным строем, дидактоцентризмом содержания, форм и методов образования, по сути, исключает саму возможность развития учащихся. Умственное развитие подменяется усвоением пресловутых ЗУНов - знаний, умений, навыков. Эмоциональное - примитивными, частичными знаниями об искусстве. Вместо развития способности и готовности к труду формируется стойкая от него отчужденность -естественное следствие подневольности, случайности и бессистемности так называемого учебного труда, безадресности его результатов. Результаты физического развития все более становятся предметом озабоченности медицины...

  ...Первостепенная задача новой школы - устранить плотины, мешающие развитию ребенка, построить такую педагогическую систему, которая могла бы всемерно стимулировать это развитие.

  Наконец, третий аспект идеи развития - нацеленность школы как социокультурного института не на воспроизведение закоснелых форм общественного бытия, а на развитие общества". Школа рассматривается как один из основных факторов общественного прогресса и духовного обновления общества.

  Демократизация школы - это отказ от концепции "винтика" ради концепции человека как высшей ценности общества. "Это - поворот школы от ведомственных, местнических нужд и интересов к интересам и потребностям общества и личности. Это - преодоление безликого, удушающего единообразия организации школы, содержания, форм и методов образования, раскрытие их бесконечного многообразия, их вариативности и полифоничности. Это - раскрепощение педагогических отношений, изменение самой их сути, выход из системы подчинения или противостояния в систему сотрудничества. Это - открытость школы, привлечение к ней общественных сил, включение общественного фактора в ее развитие". Первым шагом на пути демократизации школы должен быть отказ от видения ее как чисто государственного учреждения: "Одна из основных закономерностей развития народного образования состоит в том, что это развитие возможно лишь при взаимодействии двух его ведущих факторов - государства и общества...Школа как общественно-государственный институт не может жить только на государственном дыхании. Рано или поздно у нее наступает "кислородное голодание". И рано или поздно общество вновь должно прийти к ней на помощь".

  "Подход к ученику как к "объекту" обучения и воспитания привел в конечном счете к его отчуждению от процесса учения, превратил его из цели в средство работы школы. В результате обучение потеряло смысл для ученика...Таким же отчужденным от образовательного процесса оказался и учитель, лишенный возможности самостоятельно ставить образовательные цели, выбирать средства и методы своей деятельности. Он утерял человеческий ориентир своей профессиональной деятельности - личность ученика". Преодолеть это положение можно лишь на пути гуманизации школы.

  "Гуманизация - это поворот школы к ребенку, уважение к его личности, достоинству, доверие к нему, приятие его личностных целей, запросов и интересов. Это - создание максимально благоприятных условий для раскрытия и развития его способностей, для его самоопределения. Это - ориентация школы не только на подготовку ребенка к будущей жизни, но и на обеспечение полноценности его сегодняшней жизни на каждом из возрастных этапов... Это - преодоление нынешней безвозрастности образования, учет психофизиологической самобытности различных возрастных этапов, особенностей социального и культурного контекста жизни ребенка, сложности и неоднозначности его внутреннего мира. Это - органическое соединение коллективистского и личностного начал..." Гуманизация требует пересмотра и переоценки всех компонентов педагогического процесса в свете их человекообразующей функции. Само образование трактуется новой педагогикой как "процесс и результат развития личности в ходе ее обучения и воспитания".

  Оптимальная организация школы требует преемственности, дифференциации, факультативных и интегрированных курсов. Школьник имеет право выбрать любую школу и - шире - любую образовательную траекторию (профили, формы, индивидуальные программы и т.п.). Кроме того, "задача школы - создать компенсирующие условия для отстающих учащихся и возможности продвинутого обучения для тех, кто способен учиться с опережением".

  Сам педагогический процесс должен быть перестроен. Он трактуется как "совместное движение педагогов и учащихся к целям образования". Обучение рассматривается как фактор самоопределения в познавательной деятельности, а воспитание - как фактор самоопределения в жизнедеятельности. Вводится понятие деятельностного подхода в образовании, базового компонента образования, гуманитаризации педагогического процесса, гуманизации образования.

  Подчеркивается необходимость открытости и вариативности школьного образования. "В целом новое содержание школьного образования представляется в виде следующей структуры: обязательный базовый компонент... плюс "приращение", которое учитывает национальную и региональную специфику, плюс элемент содержания, учитывающий специализацию, своеобразие школы, плюс элемент, который варьируется учителем, и, наконец, часть содержания, в пределах которой ученику предоставляется совершенно свободный выбор. Такое содержание должно быть обеспечено разработкой оригинальных, живых и разнообразных авторских учебников, пособий, методических материалов и т.д."

  Технология обучения предполагает различные активные и творческие методы обучения, отказ от засилья фронтальных форм работы и классно-урочной системы, появление в школе новых информационных технологий, пересмотр существующей системы оценки результатов обучения. Должна быть пересмотрена система воспитания, в частности путем интеграции в образовательную систему различных форм дополнительного образования, семейного воспитания, действительных, а не мнимых форм ученического (и вообще детского) самоуправления.

  "Устремленность школы в жизнь - залог обновления содержания и способов образования, открывающего путь:

  1. от нивелировки личности к ее разностороннему развитию;
  2. от заучивания догм к познанию и преобразованию мира;
  3. от авторитарности и отчужденности к гуманности и сотрудничеству".

  Заявляется необходимость децентрализации управления образованием, участия общественности в таком управлении, финансовой самостоятельности школы и, главное, приоритетного, а не остаточного финансирования образования.

  Нет необходимости лишний раз указывать на преемственность всех этих идей с педагогическими концепциями ведущих российских педагогов двух последних столетий (мы выбрали в этом разделе для анализа лишь отдельные, наиболее целостные концепции; например, мы не привели положения С.Т.Шацкого о том, что на каждой стадии развития педагогу необходимо создавать максимально благоприятные условия для раскрытия духовных и физических сил и способностей ребенка, идеи В.И.Чарнолуского об автономии школ и децентрализации управления образованием и мн.др.). Ясно, что это одно и то же направление педагогической мысли, причем направление прогрессивное и в социальном, и в собственно педагогическом аспекте.

  После того как основные документы ВНИКа были одобрены Всесоюзным съездом работников образования (1989 г.), был обновлен руководящий состав Министерства образования РФ (1990 г.) и на месте упраздненной Академии педагогических наук СССР возникла Российская академия образования (1991-1992 гг.), началась реализация перечисленных выше и других положений, разработанных ВНИКом. Она началась с принятия (1991 г.) знаменитого указа №1 Президента РФ, посвященного именно образованию (к сожалению, заявленная там приоритетность образования до сих пор не реализована и осталась декларацией), и Закона РФ "Об образовании" (1992 г., вторично принят с изменениями и дополнениями в :996 г.). Таким образом, была создана основная законодательная база 1ля реформы образования. Конечно, далеко не все положения, содержащиеся в документах ВНИКа, вошли в Закон "Об образовании" и выходившие в 1990-1999 гг. инструктивные документы Министерства образования.

  Точно так же не все они могли за это десятилетие быть реализованы практике системы образования, тем более что многие идеи ВНИКа встретили ожесточенную критику и несогласие не только среди законодателей например, в Комитете по образованию и науке Государственной думы РФ) и представителей исполнительной ветви власти, включая некоторых ответственных сотрудников Министерства образования РФ, но и среди некоторых педагогов-практиков. Так, совсем недавно (конец 1999 г.) директор одной из московских школ дал интервью, где ставились под сомнение запрет Минобразования на конкурсный отбор учащихся в первый класс и их право самостоятельно выбирать свою образовательную траекторию. К счастью, таких директоров немного.

  Что же реально вошло в жизнь современной школы? Покажем это, во-первых, на двух государственных документах, принятых за последние годы, а именно упомянутом выше Законе РФ "Об образовании" и "Национальной доктрине образования в Российской Федерации". Во-вторых, опишем сложившуюся к началу 2000 года реальную систему российского образования и обрисуем некоторые перспективы ее дальнейшего развития.


5. Прогрессивные педагогические идеи в законодательстве РФ об образовании.

  Уже первая фраза Закона РФ "Об образовании" достаточно характерна: "Под образованием... понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства..." (выделено нами. - Авт.). Обратите внимание на расстановку приоритетов: на первом месте стоят интересы самого человека, на втором -интересы общества и только на третьем - интересы государства. Этим образование с самого начала определяется как личностно ориентированная общественно-государственная система.

  Статья 2 Закона описывает принципы государственной политики в области образования. Это: 1) гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности; воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье; 2) единство федерального образовательного пространства, защита и развитие системой образования национальных культур, культурных региональных традиций и особенностей в условиях многонационального государства; 3) общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников; 4) светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях; 5) свобода и плюрализм в образовании; 6) демократический, государственно-общественный характер управления образованием и автономность образовательных учреждений.

  Другая важнейшая статья Закона - это статья 14, называющаяся "Общие требования к содержанию образования".

  Она открывается программным заявлением, что "содержание образования является одним из факторов экономического и социального прогресса общества". Это содержание должно быть ориентировано на следующие цели (снова следует обратить внимание на порядок, в котором они перечислены):

  Содержание образования должно обеспечивать: адекватный мировому уровень общей и профессиональной культуры общества; формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы (ступени обучения) картины мира; интеграцию личности в национальную и мировую культуру; формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества; наконец, воспроизводство и развитие кадрового потенциала общества.

  Далее, содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений.

  Очень важно, что содержание образования в конкретном образовательном учреждении (школе, вузе и т.п.) определяется образовательной программой или образовательными программами, которую (которые) это образовательное учреждение разрабатывает, принимает и реализует самостоятельно. Участие же государственных органов ограничивается разработкой на основе государственных образовательных стандартов примерных образовательных программ, примерных учебных планов и программ курсов (дисциплин). При этом образовательное учреждение может реализовывать дополнительные образовательные программы и оказывать дополнительные образовательные услуги. Оно самостоятельно в выборе системы оценок, формы, порядка и периодичности промежуточной аттестации учащихся (ст. 15); за итоговую (государственную) аттестацию отвечают государственные органы образования.

  В пределах законодательства РФ, типового положения об образовательном учреждении и своего устава образовательное учреждение самостоятельно в осуществлении образовательного процесса, подборе и расстановке кадров, научной, финансовой, хозяйственной и иной деятельности (ст.32).

  Прогрессивна, но не действует на практике статья 40, посвященная государственным гарантиям приоритетности образования. Она предусматривает ежегодное бюджетное финансирование образования в размере не менее 10% национального дохода (а высшего образования - не менее 3% расходной части федерального бюджета), освобождение образовательных учреждений (естественно, в рамках их непредпринимательской деятельности, предусмотренной уставом) от уплаты всех видов налогов, систему налоговых льгот предприятиям, учреждениям и организациям, а также физическим лицам (включая иностранных граждан), вкладывающим средства в развитие системы образования РФ, и т.д.

  Родители или иные законные представители несовершеннолетних детей до получения ими основного общего образования имеют право выбирать формы обучения, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы ребенка, принимать участие в управлении образовательным учреждением (ст. 52); эта статья Закона развита указом Президента РФ (1999 г.) о попечительских советах образовательных учреждений. К сожалению, в отличие от многих развитых европейских стран, в России не существуют и не предусмотрены законодательством родительские организации на уровне региона и на национальном (федеральном) уровне. Создание таких организаций (типа германского Федерального родительского совета и его отделений в отдельных землях ФРГ) могло бы обеспечить еще большее участие общественности в деятельности системы российского образования.

  Подводя итоги основному содержанию Закона (ко многим не менее важным его положениям мы еще вернемся в третьем разделе настоящей статьи при описании действующей сейчас в России системы образования), можно констатировать, что идеология этого Закона органично вырастает из охарактеризованной выше российской педагогической традиции. Другой вопрос, что в силу тех или иных причин многие положения Закона оказались не обеспеченными (законодательно, в материально-финансовом отношении и пр.). Но пока этот Закон действует (кстати, неоднократно делались попытки корректировать его в сторону возврата к старой системе образования), развитие российского образования в направлении его дальнейшей демократизации и гуманизации, вообще в направлениях, одобренных в 1989 году Всесоюзным съездом работников образования, можно считать гарантированным.

  Дополнением и развитием Закона РФ "Об образовании" можно считать Национальную доктрину развития образования в Российской федерации, подготовленную в 1999 году Государственной комиссией во главе с премьером В.В.Путиным, принятую в январе 2000 г. Всероссийским совещанием работников образования. Мы цитируем ее по опубликованному проекту. Она вновь устанавливает приоритет образования в государственной политике, определяет стратегию и основные направления его развития на период до 2025 года.

  Образование рассматривается доктриной как основа социально-экономического и духовного развития России. В качестве основных целей и задач образования, которые призвана обеспечить российская образовательная система, доктрина называет:

  1. историческую преемственность поколений, сохранение, трансляцию и развитие национальной культуры;
  2. воспитание патриотов России, граждан правового, демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности и обладающих высокой нравственностью;
  3. разностороннее развитие детей и молодежи, формирование у них навыков самообразования, самореализацию личности;
  4. формирование у детей и молодежи целостного миропонимания и современного научного мировоззрения, развитие у них культуры межэтнических отношений;
  5. систематическое обновление содержания образования, прежде всего гуманитарного и профессионального, отражающего изменения в сфере культуры, экономики, науки, техники и технологий;
  6. непрерывность образования в течение всей жизни человека;
  7. многообразие типов и видов образовательных учреждений и вариативность образовательных программ, обеспечивающих индивидуализацию образования;
  8. преемственность уровней и ступеней образования;
  9. развитие дистанционного обучения, создание программных продуктов, реализующих информационные технологии в образовании;
  10. академическую мобильность обучающихся;
  11. развитие отечественных традиций в работе с одаренными детьми и молодежью;
  12. подготовку высокообразованных людей и высококвалифицированных специалистов, способных к профессиональному росту и профессиональной мобильности в условиях информатизации общества и развития новых наукоемких технологий;
  13. экологическое воспитание, бережное отношение населения к природе.

  В числе перечисленных далее задач государства в сфере образования отметим только некоторые, с нашей точки зрения, наиболее принципиальные. В их числе реализация конституционного права и равных стартовых возможностей граждан на получение бесплатного образования высокого качества, сохранение и развитие единого образовательного пространства России, формирование в общественном сознании отношения к образованию как высшей ценности гражданина, общества и государства, бесплатность учебников, государственная поддержка образовательных учреждений всех форм собственности, реализация условий для получения качественного образования детьми-сиротами, детьми-инвалидами и детьми из семей с низкими доходами, поддержка различных форм самоорганизации детей и подростков как неотъемлемой части всей системы образования и формирования гражданской правовой культуры молодежи, интеграция российской системы образования и мировой образовательной системы с учетом отечественного опыта и традиций и многие другие позиции.

  Естественно, что в таком государственном документе, как доктрина, акценты расставлены иначе, чем, например, в решениях Всесоюзного съезда работников образования 1989 года, отражающих позицию передовой педагогической общественности. Ведь по существу доктрина - это перечень обязательств, которые берет на себя государство перед системой образования. В то же время по своему основному содержанию Национальная доктрина образования в Российской Федерации не только не противоречит педагогическим идеям, высказывавшимся ранее и кратко описанным в настоящем разделе, но и углубляет те тенденции, которые характерны для отечественного образования и отражены, в частности, в Законе РФ "Об образовании".

  Перейдем к описанию системы образования в современной России, как она сложилась к началу 2000 года, и характеристике основных направлений ее дальнейшего развития, отраженных в доктрине и в некоторых других документах.


6. Что такое образование.

  Как мы уже говорили, в Законе РФ "Об образовании" под образованием понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства. Он сопровождается констатацией достижения гражданином установленных государством образовательных уровней.

  Обратим, однако, внимание на то, что это определение сопровождается оговоркой: "...в настоящем Законе понимается..." Близкое, хотя и более широкое определение дается Российской педагогической энциклопедией: "...процесс педагогически организованной социализации, осуществляемой в интересах личности и общества" (Т. 2, 1999, с.62).


7. Уровни и виды образования в современной России.

  Прежде всего необходимо разделить общее и профессиональное образование. Общее образование предполагает такое содержание образования, которое является единым для всех учащихся независимо от их будущей профессии. Профессиональное же образование ориентировано по содержанию как раз на потребности, содержание и условия той или иной профессиональной деятельности. Естественно, в содержание институционального профессионального образования обязательно входит и общеобразовательный компонент. Так, учащийся любого учреждения среднего профессионального образования одновременно с профессиональным получает и полноценное общее образование; даже в учебном плане вуза независимо от его профиля обязательно присутствуют общеобразовательные дисциплины (философия, экономика, право, педагогика, психология, иностранный язык и др.). В Законе об образовании введено понятие общеобразовательных и профессиональных образовательных программ; согласно Закону, именно эти образовательные программы вместе с образовательными стандартами (см. ниже), сетью реализующих их образовательных учреждений и органов управления образованием и конституируют систему образования РФ.

  По уровню общее образование в РФ делится на дошкольное, начальное, основное общее, среднее полное (общее) образование. Наряду с ним (параллельно) существуют начальное и среднее профессиональное образование. Следующая ступень, доступ к которой открыт получившим как среднее общее, так и среднее профессиональное образование, - это высшее профессиональное образование. За ним может следовать послевузовское профессиональное образование (например, аспирантура или докторантура).

  Факультативные виды образования (необязательные предметы в школе, внешкольные кружки по интересам, курсы и кружки для взрослых, учреждения, обеспечивающие повышение профессиональной квалификации) объединяются понятием дополнительного образования.

  В российской системе образования существуют следующие виды образовательных учреждений.

  Дошкольные учреждения (ясли, детские сады). Они, однако, не охватывают всех детей дошкольного возраста - по данным 1995 года, их посещает около 45% детей. Поэтому основная ответственность на этом возрастном этапе ложится на семейное воспитание и обучение.

  Школы, т.е. образовательные учреждения начального общего, основного общего и среднего или полного общего образования. Под общим названием "школа" здесь объединены не только собственно школы, но и гимназии, прогимназии, лицеи и мн.др. В настоящее время (1997/98 уч.год) в России 67,9 тыс. школ, в том числе 16,4 тыс. начальных, 13,4 тыс. основных, 36,2 тыс. полных. В них учится 21,7 тыс. учащихся, в том числе 519 тыс. в начальных, 1 млн 268 тыс. в основных и 19 млн. 379 тыс. в полных. Есть более 900 гимназий и около 600 лицеев, свыше 7,5 тыс. школ имеют классы с углубленным изучением отдельных предметов. Кроме того, существуют школы для детей с ограниченными возможностями (в Законе "Об образовании" они названы школами для учащихся с отклонениями в развитии). Их в России примерно 1900, учатся в них 487 тыс. детей.

  Профессионально-технические училища и другие учреждения начального профессионального образования. Их сейчас 4050 с 1 млн.667 тыс. учащихся.

  Колледжи и другие учреждения среднего профессионального образования. Их 2593 с 2 млн. 011 тыс. учащихся.

  Высших учебных заведений (вузов, учреждений высшего профессионального образования) в РФ 578. В них обучаются 3 млн. 046 тыс. студентов. Из них на дневных отделениях - 1 млн 902 тыс., на вечерних- 178 тыс., на заочных - 964 тыс.

  Учреждения дополнительного образования взрослых и детей. Учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (детдома, интернаты и пр.). Их около 150.Нередко звучат утверждения о "разрушении" системы образования в России в результате демократических реформ. Они не соответствуют действительности. Высокий уровень образованности населения остался тем же и даже еще более вырос (например, число студентов на 10000 чел. населения возросло с 1993/94 до 1997/98 уч.года с 171 до 208). Естественно, отдельные виды образовательных учреждений уступали место другим: например, упало число учреждений начального профобразования и студентов в них, но зато выросло число учреждений среднего профессионального образования и студентов в них. Это совершенно понятно, так как сейчас промышленность требует квалифицированных рабочих с более высоким уровнем подготовки. Количество общеобразовательных школ за 1996-98 гг. увеличилось на 3 тыс., доля выпускников девятых классов, продолживших обучение в десятых, возросла на 7%. Постоянно растет число школьных учителей (их сейчас 1 млн 748 тыс.); хотя процент учителей с высшим образованием в 4-11-х классах несколько снизился (с 97% в 1989 г. до 93% в 1995 г.), но зато их доля заметно выросла среди учителей начальных классов (с 38,3 до 44,9%).

  Конечно, в российском образовании есть острейшие проблемы. Так, по данным международного исследования уровня знаний школьников по математике и естественным наукам, Россия опустилась с 4-5-го места в мире на 16-е место. Но это только означает, что необходим серьезный пересмотр содержания, методики и дидактики школьного образования, -он как раз и происходит сейчас. Огромные задолженности государства перед работниками образования по заработной плате, аварийное состояние школ (42,5% школьников учатся в зданиях, требующих капитального ремонта, а 7% - в аварийных зданиях) и многие другие факторы, связанные не с самим образованием, а с финансовым состоянием государства, конечно, не способствуют нормальному функционированию системы образования. Но нельзя не заметить, что государство стремится сохранять расходы на образование на примерно одинаковом уровне, а когда возможно - и увеличивать долю ВВП, идущую на образовательные расходы (например, в 2000 году расходы на оплату труда работников образования предполагается увеличить на 20%).


8. Формы образования.

  Основной формой образования (как среднего, так и высшего) является дневное. Наряду с ним существует среднее и высшее вечернее образование; в середине 90-х гг. в России было 1,8 тыс. вечерних школ с 470 тыс. учащихся. Как уже говорилось, на вечерних отделениях вузов учатся 178 тыс. студентов. Сравнительно новой формой обучения является экстернат: любопытно, что такой термин отсутствует даже в "Российской педагогической энциклопедии". Если раньше сдавать экзамены экстерном могли только больные дети и некоторые другие категории школьников, то сейчас доступ к экстернату значительно расширен.

  Традиционно в России пользовалось большой популярностью заочное образование, особенно высшее профессиональное. Число студентов-заочников продолжает расти и сейчас. "Это свидетельствует о том, что интерес к высшему образованию характерен не только для выпускников школ, но также для работающей части молодежи, причем для части последней - к получению второго высшего образования" (Образование и развитие человеческого потенциала в России// Доклад о развитии человеческого потенциала в Российской федерации за 1999 год. М.: Права человека, 1999, с.83). Новой формой образования, иногда смешиваемой с заочным образованием, является дистанционное образование, использующее компьютерные сети, спутниковое телевидение и другие современные технологии. Расширение сферы использования дистанционного образования связано с процессом компьютеризации образовательных учреждений и информатизации содержания образования.


9. Вариативность образования, обязательность образования и понятие государственного стандарта.

  Как уже говорилось, идея вариативности образования и свободного выбора учащимся любой образовательной траектории (т.е. любого из видов и любой из форм образования, предлагаемых государством и обществом на данном этапе, включая выбор школы и специализированных или профильных классов в данной школе, содержания и форм дополнительного образования и т.п.) является основополагающей для российского образования 90-х годов. Вариативность образования - это его способность соответствовать потребностям и возможностям различных групп учащихся и индивидуальным особенностям отдельных учащихся. Это - одна из основных тенденций развития российской системы образования. Другая, по видимости противоположно направленная, но по существу неразделимая с первой, - это стандартизация образования, о которой ниже.

  Вариативность образования направлена на расширение возможностей саморазвития личности и компетентного выбора ею жизненного пути. Мы уже не раз говорили о ней выше (например, выбор на определенном этапе общеобразовательной или профессиональной траектории, поступление в определенную школу или в профильный класс - это тоже вариативность). Осталось сказать о появлении в России негосударственных учебных заведений. К началу 1998/99 уч.года в Российской федерации было 578 негосударственных средних школ и 334 негосударственных вуза. Ясно видно, что в системе среднего образования негосударственное почти не заметно; что касается высшего, то, хотя число негосударственных вузов сопоставимо с числом государственных (344 и 578), в них обучается незначительное число студентов (250 тысяч при более чем 3 миллионах в государственных).

  Говоря о негосударственных образовательных учреждениях, необходимо обратить внимание на несколько важных моментов. Во-первых, на то, что они в подавляющем большинстве являются не частными, а негосударственными некоммерческими, т.е. хотя и платными, но вся плата за обучение уходит на обеспечение существования и на развитие данного образовательного учреждения - на заработную плату преподавателям и сотрудникам, аренду помещений, закупку оборудования и учебной литературы и т.п. Иными словами, с них никто не имеет и не может иметь прибыли. Во-вторых, они находятся под неусыпным государственным контролем: так, ни одно негосударственное образовательное учреждение не может получить аттестации и государственной аккредитации, если оно не выполняет требований к учебному процессу, общих для всех учебных заведений данного этапа образования в России. Иначе его выпускники не получат аттестата или диплома государственного образца. В-третьих, само появление негосударственных школ и вузов есть гибкий отклик на вновь возникающие потребности общества, которые одна только государственная система удовлетворить не может (новые профессии, интегрированная подготовка по нескольким специальностям и пр.). В-четвертых, для большинства негосударственных образовательных учреждений характерна другая, более гуманистичная и индивидуализованная, модель отношений между вузом (школой) и учеником или студентом, чем та, которая в предшествующие десятилетия сложилась в государственной системе образования. В известном смысле негосударственные школы и вузы - важнейший канал проникновения в систему образования прогрессивных педагогических идей. Кстати, это одна из причин того, что число учащихся в негосударственных школах и вузах, в том числе наполняемость классов и учебных групп, как правило, меньше, чем в аналогичных государственных.

  В прессе, особенно оппозиционной, часты утверждения о том, что-де российская система образования из бесплатной все более становится платной. Эти утверждения не имеют под собой никакой реальной основы. Во-первых, доля негосударственных (платных, так сказать, по определению) образовательных учреждений, как мы видели, исчезающе мала на фоне государственных. Во-вторых, именно в рамках государственных школ и вузов все более распространяется платность - незаконные поборы с родителей в школах, "коммерческие" группы в вузах. При этом "купить" диплом гораздо легче в государственном вузе, где к "коммерческим" студентам часто относятся, как к баранам, которые существуют для того, чтобы их стригли, чем в вузе негосударственном, который, как правило, очень заботится о своей репутации и поэтому стремится дать своим выпускникам действительно качественное образование (есть, конечно, и исключения...). В-третьих, бесплатным российское образование никогда и не было. Его оплачивал все тот же налогоплательщик, но он никогда не знал, на что пошли его деньги, - решения о содержании, формах, средствах образования принимались помимо него. То, что происходит в системе образования сейчас, - это совершенно естественный процесс интеграции обязательного "бесплатного" образования для всех и небесплатного образования по выбору учащегося или его родителей. По крайней мере, родители сейчас точно знают, за что именно они платят, и получают то, что хотят иметь. Но даже если они не в состоянии платить, их детям все равно гарантируется определенный уровень образования. В этом и состоит главная проблема -что это за уровень, и насколько он в действительности гарантируется.

  Согласно Закону "Об образовании" в настоящее время обязательным является основное общее образование, т.е. 9 классов. Именно этот уровень и гарантируется государством. Дальнейшее обучение осуществляется при желании учащегося; при этом, если он намерен продолжать обучение в 10-11-м классах (т.е. получить полное общее образование), школа не вправе ему препятствовать. Оно также гарантирует бесплатность и доступность начального общего, основного общего, среднего общего и начального профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования.

  Выше мы говорили о тенденции к стандартизации. В Законе "Об образовании" в качестве объектов стандартизации образования рассматриваются обязательный минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся и требования к уровню подготовки выпускников. Стандарты могут быть общенациональными (именно они обычно называются государственными образовательными стандартами; однако Ю.Г. Татур в книге "К формированию концептуально-методологических основ согласованности государственных образовательных стандартов в системе общего и профессионального образования" (М.,1998, с.9) прав в том, что единые стандарты для РФ нужны не только для государства, но и для общества и личности, и предлагает называть их российскими); национально-региональными; наконец, образовательное учреждение может само задавать для себя нормы, правила и требования к учебному процессу - в той части содержания образования, которая не регулируется государственным и национально-региональным стандартом.

  Для чего нужны государственные образовательные стандарты? Их функции четко определены законодательством. Во-первых, они призваны обеспечить качество образования: это, таким образом, орудие государственного контроля за эффективностью деятельности образовательных учреждений. Во-вторых, они обеспечивают единство образовательного пространства РФ: именно они гарантируют, например, что школьник, переехав с Камчатки в Калининградскую область, сможет спокойно продолжать образование. В-третьих, они обеспечивают совместимость российской системы образования с системами образования других государств. В-четвертых, они являются основой для объективной оценки уровня образования выпускников и деятельности образовательных учреждений. В-пятых, они являются основой для разработки примерных образовательных программ. В-шестых, они определяют, в каких границах государство может и должно обеспечивать общедоступность и бесплатность образования. Есть и некоторые другие функции государственных образовательных стандартов, на которых мы здесь не останавливаемся.

  В педагогике есть тенденция вообще отказаться от образовательных стандартов: сторонники этой точки зрения считают, что стандарт сам по себе уже стесняет самодеятельность ученика и школы и ведет к унификации образования. Даже из приведенного выше перечисления функций государственного стандарта видно, что эта позиция слишком радикальна: полный отказ от стандартов образования привел бы к нежелательным результатам.

  Гораздо более опасна для российского образования противоположная тенденция - к абсолютизации государственного стандарта и таким путем - к унификации содержания общего среднего образования из единого центра. Иначе говоря, сторонники этой тенденции стремятся законодательно определить не только необходимый минимум содержания образования, но и вообще объем, характер и последовательность вводимого материала, вернувшись к положению, существовавшему в школе до 1989 года. Ю.Г. Татур с полным основанием утверждает, однако, что главный компонент стандарта - это требования к уровню подготовки выпускников. Иначе говоря, стандарты должны быть содержательно-целевыми:они не должны регулировать содержание программы и учебника, а тем более распределение материала во времени; их главная задача - фиксировать, чего должен достичь школьник на каждом этапе обучения. А как, в какой последовательности, по какой конкретной программе и учебнику он этого будет добиваться - не может быть объектом стандартизации. (Хотя программа и учебник не могут не учитывать требований государственного стандарта.)

  В этой связи упомянем об охарактеризованном в упомянутой книге Ю.Г. Татура принципе минимакса. Стандарт должен быть в принципе "двухслойным". Верхняя граница, или верхний уровень стандарта, - это то содержание образования, которое школа обязана предложить учащемуся. Нижняя граница, или нижний уровень, - то, что учащийся, как минимум, обязан усвоить. Это единственное разумное решение проблемы стандартов: если мы зададим только верхний уровень, значительная часть учащихся не сможет его достичь. Если же, как сейчас делается, мы зададим только нижний уровень, это повлечет за собой резкое снижение образовательной планки. Принцип минимакса - условие стандартизации развивающего и вариативного образования.


10. Базисный учебный план.

  В функции органов управления образованием, и в особенности Министерства образования РФ, входит, в частности, стандартизация учебных планов. Но если раньше, до 1989 года, такой учебный план был унифицирован и жестко задавался сверху, то теперь появилось понятие базисного учебного плана. Описанный далее его вариант был принят в 1998 году.

  Базисный учебный план включает три компонента: федеральный, национально-региональный и школьный. Содержание образования структурировано не по отдельным предметам, а по образовательным областям. Их 7: филология, математика, естествознание, обществознание, искусство, физическая культура и технология. На основе базисного учебного плана конструируется примерный учебный план для школ с разным профилем обучения и разным родным языком. Он построен уже по принципу предметов и, как и базисный план, включает часы на обязательные занятия по выбору, факультативные, индивидуальные и групповые занятия. Фиксируется максимально допустимое количество учебных часов в неделю (от 22 часов в 1 -м классе до 36 в 11 -м). Если базисный учебный план входит в государственный образовательный стандарт, т.е. является общеобязательным, то примерный учебный план носит только рекомендательный характер. Вообще базисный учебный план ориентирован на разумный баланс стандартизации и вариативности.


11. Инновационные направления в российском образовании.

  Современное российское образовательное законодательство не только допускает, но и прямо предполагает различные направления в педагогике и педагогической психологии и соответственно их реализацию в образовательных учреждениях. Инновации могут быть частичными и в этом случае регулируются администрацией школы (в рамках государственного стандарта). Особенно важно понятие авторских школ, работающих (опять-таки в рамках стандарта) по особым программам, пользующихся не общераспространенными дидактическими и методическими подходами и т.д. Примерами таких авторских школ могут служить в Москве школы Е.А. Ямбурга и В.А. Караковского.

  Наконец, существуют образовательные (педагого-психологические) концепции, по которым работают многие школы, которые обеспечены собственными программами и типовыми учебными планами, а значит, и собственными учебниками. Например, в начальном образовании решением Коллегии Министерства образования РФ базисными считаются, кроме традиционного обучения, обучение по системе Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова и по системе Л.В.Занкова. Наряду с ними используются программы и учебники направления, возглавляемого Н.Ф.Виноградовой, и программы и учебники общественной организации "Школа 2100" (они разработаны и для основной, а отчасти для полной средней школы). Чтобы представить себе масштаб такого инновационного обучения, достаточно назвать только одну цифру - по учебникам "Школы 2100" (в комплекте или частично) в конце 1999 года работало примерно 4 тыс. школ России.


12. Учебная литература.

  Важным компонентом вариативности образования является возможность свободного выбора учебников. Если в 1990 году было выпущено около 200 названий учебников, то к 1998 году их было примерно 750. В принципе каждая школа и каждый учитель может выбрать любой из нескольких параллельно существующих учебников по данному предмету для данного класса или, введя нестандартный предмет, использовать любой существующий учебник по нему. Но государство в лице Министерства образования РФ каждый год распространяет список учебников так называемого федерального комплекта, имеющих гриф министерства, рекомендующий данный учебник для использования в школах России. В этот список входят как традиционные, так и инновационные учебники. Теоретически все учебники, включенные в этот комплект, могут финансироваться за счет федерального или регионального бюджета, т.е. быть для учеников бесплатными. Но на практике эти учебники, как правило, закупаются за счет родителей.


13. Непрерывность и преемственность образования.

  Они заложены у уже в формулировках Закона "Об образовании", где говорится, в частности, о преемственных образовательных программах. Между тем на "стыках" образовательных программ (или этапов обучения) эта преемственность оставляет желать лучшего. Особенно плохо согласованы "выходные" требования полной средней школы и "входные" требования вуза, что заставило Министерство образования разработать специальную комплексную программу по их согласованию.

  Одним из путей преодоления указанной несогласованности является интеграция различных учебных заведений и создание так называемых образовательных комплексов типа "школа - детский сад" или "школа - вуз". Интересно, что 28% опрошенных ректоров российских вузов считают необходимым обеспечить непрерывность среднего и высшего образования и выступают за интеграцию школ и вузов в единые образовательные комплексы.


14. Этническая дифференциация образования.

  Как уже отмечалось в первом разделе статьи, за последние 10 лет значительно увеличилось число школ, перешедших на родной язык обучения или включивших родной язык и словесность в состав учебных предметов. В настоящее время в России школьное образование ведется на 80 языках, в школах с преподаванием на родном (кроме русского) языке или с преподаванием его как предмета учатся более 2 миллионов учащихся. Появились школы, ориентированные на многокультурность, где одновременно преподается несколько языков и национальных культур.


15. Перспективы дальнейшего развития российской системы образования.

  Мы охарактеризуем их на основе следующих основных документов: "Национальная доктрина образования в Российской федерации";уже цитированная выше глава "Образование и развитие человеческого потенциала в России" в опубликованной в декабре 1999 г. книге "Доклад о развитии человеческого потенциала в Российской федерации за 1999 г."; проект общественной Образовательной программы "Школа 2100", опубликованный в марте 1999 года и тогда же принятый; и, наконец, внесенный в Государственную думу РФ законопроект "О соблюдении конституционного права граждан России на образование".

  Начнем с того, что к 2025 году предполагается охватить все население обязательным и бесплатным средним (полным) общим образованием, а бесплатным высшим профессиональным образованием - каждого второго выпускника со средним образованием (включая профессиональное). Дополнительное образование для детей планируется как бесплатное. При этом вводится государственное финансовое именное обязательство, обеспечивающее право на образование детям-сиротам, детям-инвалидам, детям из семей с низкими доходами, а также система социального кредитования для студентов.

  Минимальная ставка педагогических работников будет установлена в размере не ниже средней заработной платы в Российской Федерации, а средний должностной оклад работников образовательных учреждений (кроме вузов) - в размере, превышающем среднюю заработную плату не менее чем в 1,5 раза. Профессорам и преподавателям вузов гарантируется средняя ставка в размере трех средних заработных плат. Пенсии для профессорско-преподавательского и научного персонала вузов устанавливаются в размере не ниже 80% среднего размера оплаты труда по основному месту работы. Предусматриваются и увеличенные стипендии.

  В 2000-2003 гг. объем бюджетного финансирования системы образования устанавливается не менее 6% от расходной части федерального бюджета, а всего - не ниже 7% от ВВП. На следующих этапах объем финансирования будет поэтапно увеличиваться.

  В названном выше законопроекте отмечается, что реально на год обучения ребенка в школе сейчас тратится 1800 рублей при минимальном нормативе 3500 рублей. Значит, необходимо двойное увеличение бюджетных расходов на образование. Бюджет 2000 года дает по сравнению с 1999 годом увеличение в полтора раза. Этого недостаточно. Что делать при тотальном отсутствии средств у государства? Здесь предлагаются различные выходы, не противоречащие друг другу. Так, бюджетные средства на школьное образование предлагается направлять из специального бюджетного фонда через казначейство (а не через банки, часто задерживающие эти средства) непосредственно на счет школы. Правда, сейчас школ, перешедших на экономическую самостоятельность, менее 10%; вариант - создание централизованных бухгалтерий при местных органах образования. Ряд механизмов совершенствования управления образованием был в 1998 году предложен коллективом, возглавлявшимся тогдашним министром общего и профессионального образования РФ А.Н. Тихоновым,куда входили в том числе видные экономисты. В частности, предлагалось четко определить соотношение федеральных и региональных расходов на образование, ввести систему образовательных кредитов и образовательного страхования, намечались пути привлечения внебюджетных средств и т.п. К сожалению, с уходом из министерства А.И.Тихонова и его первого заместителя А.Г. Асмолова эти предложения остались в значительной части нереализованными.

  В России в ближайшие годы ожидается резкий демографический спад - вместо 21 миллиона сегодняшних школьников в 2009 году их будет всего 14. (Сразу же подчеркнем, что это не злонамеренный "геноцид русского народа", как по недомыслию часто утверждают, а объективные колебания численности населения, коренящиеся прежде всего в гигантских (несколько десятков миллионов!) людских потерях нашей страны в Великой Отечественной войне.) Это и плохо (например, может возникнуть проблема безработицы среди учителей), но в то же время и хорошо: уменьшение числа школьников приведет к уменьшению наполняемости классов и позволит сосредоточить большее внимание на повышении качества образования. К тому же численность мест на первых курсах вузов и в учреждениях среднего профессионального образования будет превышать число выпускников школ не менее чем на 300 тыс. Это позволит отказаться от заведомо неэффективной действующей сейчас системы приемных экзаменов в вуз и либо заменить ее системой тестирования, как в США, либо пойти по пути ряда европейских стран (свободный прием на первый курс, жесткие требования к учебному процессу и значительный отсев неуспевающих).

  В настоящее время обсуждается вопрос о переходе российской школы с 11 -летнего (формально; на практике это десятилетнее обучение) на 12-летнее обучение. Министерство образования РФ поддерживает эту идею, авторы законопроекта, напротив, предлагают одиннадцатилетку. Как ни странно, проблема здесь не в количестве лет, а в том, что мы будем делать в старших классах (одиннадцатом или одиннадцатом-двенадцатом). А здесь все едины. Совершенно ясно, что старшая школа должна быть профильной, что она должна отказаться от "школьничества" и хотя бы частично перейти на вузовские формы обучения и контроля (любой преподаватель вуза знает, что студент теряет не менее года просто на адаптацию к непривычной для него вузовской системе обучения). Очевидна и необходимость качественного изменения содержания образования. Нужны (особенно в условиях профильности) интегрированные курсы, нужно принципиальное изменение стандартов (они должны быть последовательно содержательно-целевыми; как говорил в одном из интервью Э.Д.Днепров, "стандарт -это образовательное поле, которое находится в распоряжении ученика, а вовсе не панцирь, который на него давит"). Очевидно и то, что даже при 11 -летнем сроке обучения последний школьный год должен быть итоговым, обобщающим, а не просто еще одним классом в ряду других. Да и переход на двенадцатилетку, как недавно заявил министр образования РФ В.М. Филиппов, не может сводиться к тому, чтобы "размазать прежние программы на большее число лет".

  Но главные изменения в школе должны иметь содержательный характер и отражать в максимальной степени те прогрессивные педагогические идеи, которые были охарактеризованы в предшествующем разделе. В этом едины все, кто задумывается о тенденциях развития российского образования. Э.Д. Днепров прямо говорит: "У нас сегодня предельно устаревшее содержание образования... Сегодняшний школьный стандарт консервирует школьное образование 60-х годов". А.Г. Асмолов намечает несколько направлений перехода к новому содержанию образования: "от установки на выживание личности и социальной системы к установке на развитие личности и социальной системы; от информационной когнитивной педагогики ("дрессуры" знаний, умений и навыков) к ценностной и культурно-исторической педагогике; от адаптивно-дисциплинарной модели усвоения суммы знаний, умений и навыков к формированию в процессе совместной со взрослыми и сверстниками деятельности целостного образа мира..." и т.д. (Образование и развитие человеческого потенциала в России,с.86).

  Подробный анализ важнейших тенденций развития вариативного, личностно ориентированного, развивающего непрерывного образования в России, в главном совпадающий со сказанным выше, дан в Образовательной программе "Школа 2100". Ее отличие в том, что эти тенденции уже воплощены в изданном "Школой 2100" пакете школьных программ и в большом количестве учебников и методических рекомендаций нового поколения.

  Летом 1999 года "Учительская газета" обратилась к нескольким специалистам, в том числе к автору данной статьи, с просьбой сказать, какое содержание они вкладывают в прогнозирование развития российского образования. Мы дали следующий ответ: развитие образования в целом нельзя и не нужно прогнозировать, как мы прогнозируем погоду на завтра или возможность землетрясения. Образование будет развиваться так, как мы с вами будем его развивать. Нужно понимать, какие возможные тенденции такого развития социально необходимы и прогрессивны с точки зрения развития личности, общества и государства. Нельзя допускать, чтобы на пути такого развития встали "ностальгические установки и взгляды, трактующие сокращение государственного контроля над образованием как развал и деградацию последнего, настаивающие на жестких образовательных моделях, призванных индоктринировать учащихся, но не помогать им адаптироваться к усложняющемуся и меняющемуся миру" (Образование и развитие человеческого потенциала в России, с.86). Необходимо преодолевать "неготовность значительной части общества к позитивному восприятию любых реформ... образования, а также инерционность системы образования и управленческих элит" (Там же, с.89). Но главное в развитии образования зависит именно от нас, педагогов, родителей, детей, общества в целом. (Существенно, что, поданным 1998 года, 90% учителей считают необходимой реформу образования, а 65% - поддерживают идеи вариативного образования.)

  Когда летом П.П. Блонский издал уже упомянутую выше замечательную книгу "Задачи и методы новой народной школы", он поставил в качестве эпиграфа к ней слова Льва Николаевича Толстого: "Будущего нет:оно делается нами".

  Российское образование будет таким, каким его сделаем мы!

 

<<назад ОГЛАВЛЕНИЕ